a blue guitar, a set of stars, or those exactly who they are
последнее время с несколькими людьми обсуждала религию, это очень... странно. интересно. некоторое время назад я осознала, что я абсолютно не ожидаю (от людей плюс-минус моего возраста, с диапазоном лет, скажем, в пятнадцать в каждую сторону), что кто-то окажется верующим... у меня нет среди друзей никого верующего, и для меня очень странно с этим сталкиваться. в свою очередь, Клэр, как человек, вырасший в ужасно католизированной Польше, говорит, что "радуется каждый раз, когда новый человек ее возраста оказывается не религиозен" :| и вся семья ходит в церковь. в общем, невероятно разный опыт.
но сегодня мы (спустя пару дней почти молчания) разговариваем с Олив, и у нас очень разный экспириенс в этом плане... даже не то что опыт, и не то что взгляды, так просто это не описать — представления? то, чего мы ожидаем от мира? ее очень удивляет casual религия, но я выросла так, что я вроде как крещеная, но в церковь мы не ходили никогда, и крестик я теряла-теряла и потеряла окончательно, и всем было все равно, насколько я помню. и в целом ее поражает разрыв между верой как концептом и религией в практике, и вера как концепт ей кажется чем-то логичным и даже светлым? ну мне, в какой-то степени, тоже просто от человека, во что-то или кого-то верующего, не жарко не холодно, но на практике это другая история, конечно. ну и в основном я просто не вижу смысла. like, why would you. я умом понимаю, зачем, и почему, ощущение принадлежности, ощущение какой-то безопасности в тяжелом мире, что-то, на что можно опереться, и т.д. и т.п. но просто :/ хммм.
и мы заговорились... она себя называет scholar of buddhism, ну и меня это никак не задевает, только очень интересен ее взгляд на мир. все-таки буддизм — это что-то другое, плюс она очень критически к этому относится. но некоторые ее мысли, нет, многие ее мысли и взгляды меня поражают. в хорошем или нейтральном смысле. я, говорю, никогда таких людей не встречала, как ты. и дело не в буддизме, а во всем.
читать дальше
ну так вот, мы заговорились, и она сказала, что религия (теоретически) может помочь людям задавать вопросы, которые мы в нынешней жизни привыкли не задавать, будучи content с материальным миром и проч, но я ответила: а причем тут религия? зачем она нужна в таких случаях? кто хочет и готов задумываться и размышлять о философских вопросах, тот будет это делать и без религии (а большинство людей веруют, совсем об этом не размышляя), и лично я не вижу смысла искать что-то, близкое моим взглядам, я могу просто иметь мои взгляды, перестраивать их, размышлять и т.д. (но раз она нашла — то good for her, конечно.)
но сегодня мы (спустя пару дней почти молчания) разговариваем с Олив, и у нас очень разный экспириенс в этом плане... даже не то что опыт, и не то что взгляды, так просто это не описать — представления? то, чего мы ожидаем от мира? ее очень удивляет casual религия, но я выросла так, что я вроде как крещеная, но в церковь мы не ходили никогда, и крестик я теряла-теряла и потеряла окончательно, и всем было все равно, насколько я помню. и в целом ее поражает разрыв между верой как концептом и религией в практике, и вера как концепт ей кажется чем-то логичным и даже светлым? ну мне, в какой-то степени, тоже просто от человека, во что-то или кого-то верующего, не жарко не холодно, но на практике это другая история, конечно. ну и в основном я просто не вижу смысла. like, why would you. я умом понимаю, зачем, и почему, ощущение принадлежности, ощущение какой-то безопасности в тяжелом мире, что-то, на что можно опереться, и т.д. и т.п. но просто :/ хммм.
и мы заговорились... она себя называет scholar of buddhism, ну и меня это никак не задевает, только очень интересен ее взгляд на мир. все-таки буддизм — это что-то другое, плюс она очень критически к этому относится. но некоторые ее мысли, нет, многие ее мысли и взгляды меня поражают. в хорошем или нейтральном смысле. я, говорю, никогда таких людей не встречала, как ты. и дело не в буддизме, а во всем.
читать дальше
ну так вот, мы заговорились, и она сказала, что религия (теоретически) может помочь людям задавать вопросы, которые мы в нынешней жизни привыкли не задавать, будучи content с материальным миром и проч, но я ответила: а причем тут религия? зачем она нужна в таких случаях? кто хочет и готов задумываться и размышлять о философских вопросах, тот будет это делать и без религии (а большинство людей веруют, совсем об этом не размышляя), и лично я не вижу смысла искать что-то, близкое моим взглядам, я могу просто иметь мои взгляды, перестраивать их, размышлять и т.д. (но раз она нашла — то good for her, конечно.)
21.06.2020 в 12:16
вообще я начинаю догадываться, что религия скорее делает людям что-то чувствовать, а не что-то думать. думать гораздо успешнее можно философией, да. (ну, когда ты глубоко погружен в релизиозную традицию, начинаешь думать имеющейся у них религиозной философией.) а вот успокаивать тревожность! христианское "что воля что неволя все равно" презрение к бренному миру иногда волшебно успокаивающе на меня действует. ...а, нет! это я вообще про даосов читала в последний раз! (может быть даже сам "дао де цзин", но с переводами у него швах.) к игре, вперемешку с бытовыми хлопотами всякими. и прямо физически чувствовала, как попускает, когда описанные идеи заставляют как бы мысленно сделать шаг назад от ежедневных забот.
вот. еще я конечно в своем подростковом возрасте тоже удивилась различию между бытовой религиозностью и верой и стала презирать окружающих на эту тему но - сейчас задумалась - может быть, это недалеко от (моего/нашего/распространенного) отношения к политике, например. я полностью убеждена, что путин вор, но стоять в пикет не пойду. схожу ритуально проголосую против, и хватит с меня, у меня нет столько ресурсов, чтобы посвящать себя этому, реально вкладываться. думаю, что люди могут не вкладываться, хотя "верят", до тех пор, пока реально что-то серьезное не начнет происходить: близкий человек умрет, еще какая-то меняющая жизнь непоправимая несправедливость.
также должна сказать, что вера в религиозные...
мифыистории, вероятно, работает не как бинарно-рациональная вещь, а как... ну вот ты веришь, что жавер отпустил вальжана? спрыгнул с моста? это просто *история*, но если она на каком-то уровне убедительна и цепляет, то она *существует* в твоем воображении.в любом случае, это единственное объяснение, какое я смогла подобрать, почему мне хотелось слушать истории С. про ее шаманские сны в мире мертвецов, когда умер мой отец. я головой не верю ни в какое посмертие. но это в каком-то смысле неважно.
22.06.2020 в 00:45
непрошеныйвзгляд на религию. читать дальше